Планы Европейского союза дать указание поставщикам сырья для боеприпасов отдавать приоритет заказам производителей боеприпасов из ЕС вызывают тревогу у государств-членов и фирм, которые опасаются раскрытия коммерческой тайны и того, что конкуренты будут вынуждены помогать друг другу, пишет Defense News.
Эти планы являются частью плана ЕС, объявленного в прошлом месяце, по увеличению производства боеприпасов в Европе, особенно 155-миллиметровых артиллерийских снарядов.
Один миллиард евро был выделен на компенсацию членам блока за снаряды, которые они жертвуют из своих запасов, еще один миллиард предназначен для финансирования совместных закупок большего количества боеприпасов у стран ЕС и Норвегии. В рамках третьей инициативы ЕС будет финансировать инвестиции государств-членов в заводы и ускорять выдачу разрешений на строительство новых объектов для ускорения производства.
Эта схема была воспринята как вывод ЕС на новую территорию в качестве покупателя оружия и катализатора быстрого роста оборонной промышленности.
Третья инициатива также идет дальше, ставя ЕС в роль отраслевого арбитра и посредника, который сможет просить фирмы, продающие сырье, например взрывчатые вещества, отдавать приоритет продажам компаний, производящих боеприпасы, у которых этих материалов нет.
«Предложение Комиссии предусматривает приоритетные заказы, чтобы помочь производителям, например, с поставкой необходимого сырья, где Комиссия могла бы попросить поставщиков уделить первоочередное внимание продажам этим производителям», — сообщил представитель Европейской комиссии.
Представитель добавил, что «временная чрезвычайная мера» сейчас проходит через процесс одобрения ЕС.
Однако этот план уже вызвал опасения, что ЕС слишком активно управляет бизнесом по производству боеприпасов на континенте, признал представитель.
Государства-члены выразили обеспокоенность тем, что план «может потребовать уведомления и возможного нарушения коммерческой тайны или конфиденциальной информации и передать ЕС слишком много полномочий».
Менеджер норвежской компании по производству боеприпасов Nammo предвидел возможность того, что оборонным фирмам с избытком материалов будет предложено продать их конкурентам, испытывающим дефицит.
«Мы все еще ждем принятия закона, но я ожидаю, что он повлияет на стратегию и конкуренцию, если он заставит компании продавать сырье другим компаниям. Доминирующие компании будут сопротивляться», — сказал Вегард Санде, вице-президент по системам большого калибра в Nammo.
Санде предположил, что если ЕС попросит фирмы поделиться запасами с конкурентами, он может обнаружить, что фирмы не полностью готовы рассказать о том, что у них есть на складах.
«Если оборонная компания не хочет продавать свою продукцию конкуренту, ЕС может быть сложно выяснить, есть ли у нее такая возможность», — сказал он.
Представитель комиссии заявил, что компаниям и штатам не о чем беспокоиться.
Санде сказал, что есть также вопросы, на которые необходимо ответить о так называемом «треке 2» плана ЕС по боеприпасам: совместной закупке боеприпасов на 1 миллиард евро.
В опубликованном документе часто задаваемых вопросов о плане закупок Комиссия утверждает, что фактическими приобретениями может управлять Европейское оборонное агентство ЕС или отдельные страны-члены.
«На практике совместные закупки могут осуществляться через Европейское оборонное агентство , (которое) будет выступать в качестве заказчика, органа управления и заказчика. В качестве альтернативы государства-члены смогут присоединиться к национальным схемам закупок по приглашению «ведущих стран», — говорится в часто задаваемых вопросах.
«Я немного смущен этим», — сказал Санде, добавив: «Мы видим, как Германия строит свои собственные планы закупки одного миллиона патронов. Есть ли риск, что Германия будет конкурировать с EDA в закупке боеприпасов?»
Выступая в прошлом месяце на Европейском саммите по обороне и безопасности, генеральный директор Saab Микаэль Йоханссон сказал, что Комиссии необходимо решить, должны ли совместные закупки осуществляться странами или EDA.
«В долгосрочной перспективе от Комиссии требуется гораздо больше указаний», — сказал он.
ЕС заявил, что закупаемые продукты должны поступать из ЕС и Норвегии, хотя продукты, частично собранные в других местах, разрешены, если они «прошли важную» часть своего производства в ЕС или Норвегии, включая окончательную сборку.
«Ходят слухи, что некоторые фирмы будут заказывать полные снаряды в Индии, производить взрыватели и за пределами ЕС, а затем собирать их в Европе», — сказал Санде из Nammo.
По его словам, одной из проблем, стоящих перед Европой, является нехватка взрывчатых веществ, добавив, что при совместной закупке может не хватить более полумиллиона снарядов.
«Нам потребуются взрывчатые вещества из-за пределов ЕС и США, чтобы довести количество снарядов до миллиона, и я не вижу для этого сильной поддержки», — сказал он.
Однако источник во французской компании Nexter заявил, что цепочка поставок фирмы на 90% приходится на Францию и на 10% на территорию ЕС, включая контролируемую ею фирму Simmel в Италии.
В интервью немецкому изданию RedaktionsNetzwerk Deutschland 10 июня генеральный директор Rheinmetall Армин Паппергер сказал, что его фирма способна производить 450 000 155-мм боеприпасов в год, что составляет почти полмиллиона снарядов, которые потребуются Украине в этом году.
Он сказал, что если Rheinmetall сможет завершить запланированную покупку испанской Expal этим летом, она увеличит свои ежегодные мощности до 600 000 снарядов.
Йоханссон из Saab заявил в прошлом месяце, что его компания сможет производить 400 000 снарядов в год к началу 2025 года, поэтому цель ЕС произвести один миллион снарядов «реалистична».