Израиль и Ливан, а вернее, практически полностью контролирующее это арабское государство военизированное шиитское формирование «Хизбалла», как никогда близки к началу полномасштабной войны. До этого стороны после начала военных действий ЦАХАЛ против ХАМАС в секторе Газа в основном обменивались пусть и регулярными, но довольно редкими ударами по приграничным территориям.
Ситуация резко обострилась после того как, по заявлению израильских властей, в минувшую субботу, 27 июля, «Хизбалла» якобы запустила ракету иранского производства Falaq-1 по поселку Мадждаль-Шамс на оккупированных израильскими войсками Голанских высотах и что ракета ударила по футбольному полю, где в это время играли подростки. В результате инцидента погибли двенадцать мирных жителей, включая 10 детей, еще сорок человек получили ранения.
При этом руководство шиитского формирования, да и некоторые эксперты, изучившие снимки воронки, образовавшейся после взрыва ракеты на футбольном поле, утверждают, что с высокой долей вероятности это была ЗУР Tamir израильской системы ПВО «Железный купол». На это указывают, в частности, размеры воронки, которые слишком малы для результатов подрыва боевой части весом пятьдесят килограммов иранской 240-мм ракеты Falaq-1.
Однако ни эти доводы, ни даже призывы США к Израилю не открывать второй фронт, в то время как ЦАХАЛ крепко завяз в секторе Газа и так и не добился разгрома ХАМАС, не останавливают воинственный настрой премьера Нетаньяху, который заявил, что «Хизбалла» заплатит за эту атаку самую высокую цену, «такую, какую оно еще не платило». В Тель-Авиве уже пригрозили ответным ударом по столице Ливана городу Бейрут.
Посещая в понедельник населенный пункт Мадждаль-Шамс, который в субботу подвергся ракетному удару, Биньямин Нетаньяху пообещал:
Государство Израиль не может оставить это без внимания. Наш ответ последует, и он будет жестким.
В свою очередь, министр труда Ливана Мустафа Байрам накануне в интервью телеканалу «Аль-Джазира», заявил, что «Хизбалла» уважает законы войны и отвечает только когда Израиль их нарушает. Он добавил, что Мадждаль-Шамс населен преимущественно арабскими жителями, большинство из них после оккупации отказывается принимать израильское гражданство. Для ливанских шиитов нет никакого смысла атаковать своих сородичей и единоверцев на Голанских высотах. Ранее в Ливане заявили, что на футбольном поле Мадждаль-Шамс взорвалась упавшая туда противоракета израильского комплекса Iron Dome.
По мнению Байрама, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху использует сложившуюся ситуацию с целью «показать израильтянам, что он не отвернулся от севера Израиля и Голанских высот». Тем самым глава израильского кабмина пытается поднять свой сильно упавший рейтинг по причине неудач ЦАХАЛ в секторе Газа, включая отсутствие успехов в разгроме ХАМАС и освобождении заложников.
Министр также отметил, что лидеры друзской общины Ливана, которая как раз проживает в Мадждаль-Шамс, в том числе экс-глава Прогрессивной социалистической партии Валид Джумблат, выступили в поддержку ливанского сопротивления, заявившего о своей непричастности к удару по данному населенному пункту.
В свою очередь, представитель группировки «Хизбалла» заявил международному информационному агентству «Ассошиэйтед Пресс» ( Associated Press, AP), что если война все же начнется, то «Хизбалла» будет «сражаться без ограничений». Видимо, готовясь к худшему развитию событий, шиитская группировка 28 июля начала переброску управляемых ракет к границе с Израилем.
В сообщении «Хизбаллы», опубликованном сегодня в телеграм-канале ливанского движения, говорится, что группировка запустит ракеты большой дальности, если Бейрут подвергнется нападению. В частности, в этом случае по территории Израиля будут нанесены удары ракетами «Фатх-110» (Fateh-110) или «Зельзал-2» (Zelzal-2) для «поражения чувствительных израильских военных объектов». Данные боеприпасы иранского производства способны точно поражать цели на расстоянии до 300 и 250 километров, вес боеголовок составляет 600 и 650 килограммов, соответственно.
Эксперты полагают, что в сложившейся ситуации, несмотря на угрозы Нетаньяху, армия обороны Израиля не решится на полномасштабную сухопутную операцию и ограничится точечными ударами по военным целям «Хизбаллы», избегая атаковать гражданские объекты на территории Ливана. Примерно по такому сценарию ранее произошел взаимный обмен ударами Израиля и Ирана.
В противном случае ситуация на Ближнем Востоке достигнет такого уровня эскалации, что может начаться война «всех против всех» с непредсказуемым результатом, особенно, если в конфликт открыто вмешается Тегеран. Президент Ирана Масуд Пезешкиан уже заявил накануне своему французскому коллеге Эммануэлю Макрону, что «Израиль столкнется с серьезными последствиями, если вторгнется в Ливан».
Министр иностранных дел Ливана Абдалла Бухабиб заявил 29 июля:
Если Ливан подвергнется нападению со всех сторон, мы поддержим «Хизбаллу» и присоединимся к войне как правительство.
Напряженности, а значит и большей осторожности Тель-Авива, добавляет недавнее заявление президента Турции Реджепа Эрдогана о вероятности ввода войск страны на территорию Израиля, как это в свое время происходило в Ливии. Соединенные Штаты, скорее всего, приложат все возможные усилия, чтобы не допустить прямого противостояния одного из крупнейших членов НАТО со своим традиционным союзником на Ближнем Востоке в лице Израиля. В противном случае Вашингтон попадет в ситуацию цугцванга, чего в Белом доме, особенно в преддверии президентских выборов, совсем не желают.